Домой Главный блок День российского кино: любовь со стажем

День российского кино: любовь со стажем

389
2
ПОДЕЛИТЬСЯ
Главные роли в картине «Весна на Заречной улице» сыграли Нина Иванова и Николай Рыбников

27 августа в нашей стране отмечают один из самых ярких и любимых праздников – День российского кино. Декрет о национализации кинодела был принят Советом народных комиссаров в 1919 году. Но кино в России полюбили значительно раньше.

Появлением фильмов в конце XIX века россияне обязаны французам, у которых производство картин уже было поставлено на поток. Навыками нового ремесла отечественные фотографы овладевали на ходу. Так что к 1898-му документальные сюжеты производили не только в Европе и за океаном, но и у нас. До начала эры игрового российского кино оставалось 10 лет.

История серебряного века

В 1908 году Александр Дранков снял первый отечественный фильм с актрисами и актерами, вошедший в историю российского кино, как игровой. Черно-белая немая короткометражка «Понизовая вольница» («Степан Разин»), созданная режиссером и предпринимателем, вызвала ажиотаж в стране и за границей.

Через шесть лет режиссер Владимир Гардин поставил «Дворянское гнездо». В том же 1914 году Яков Протазанов представил зрителям «Пиковую даму» с Иваном Мозжухиным в главной роли, который критики впоследствии признали одним из лучших этого периода.

Началась эпоха жанрового кинематографа, в которой уживались фильмы, созданные на основе русской классики, мелодрамы, детективы и даже приключенческие ленты. Появились звезды кино: Вера Холодная, Софья Гославская, Вера Каралли, Владимир Максимов, Иван Мозжухин, за которыми всегда ходили толпы очарованных поклонниц.

Звезда немого кино Вера Холодная. ФОТО:zen.yandex.ua

Производство картин, которые снимали в стране, увеличивалось с каждым годом. Так что к 1916 году Россия сравнялась с признанными в мире кинодержавами.

От серебра до авангарда

После октябрьских событий 1917 года многие мастера кинодела уехали за пределы страны. Пришлось вновь строить все, что создавалось с большим трудом.

Тяжелое время на фоне гражданской войны, всеобщая разруха не способствовали процветанию музы «важнейшего из искусств». Фильм под названием «Уплотнение», который должен был стать флагманом отечественного кино, не вызвал большой восторг. Но молодые творцы рвались вперед, и вскоре началась эра советского авангарда.

В 1926 году на экраны кинотеатров вышла картина Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин». Первая премьерная неделя ошеломила создателей: ее посмотрели больше 300 тысяч зрителей.

Кадр из фильма «Броненосец Потемкин». ФОТО:kinodisk.com

На Всемирной Брюссельской выставке в 1958 году работу российского режиссера признали одним из 12 лучших фильмов всех времен и народов. Таково было мнение критиков, отдавших ему 110 голосов из 117 возможных. В 1978 году по опросу, проведенному среди ведущих киноведов мира, он стал первым среди 100 лучших картин.

Классикой российского кино называют фильмы, созданные современниками Эйзенштейна Львом Кулешовым («По закону»), Всеволода Пудовкина («Мать), Александра Довженко («Земля»). Отряд молодых перспективных кинематографистов пополнили Леонид Трауберг, Григорий Козинцев, Яков Протазанов и другие.

Наша жизнь – кинематограф

Советскому кино довелось пережить много этапов. Был на его пути социалистический реализм, который уничтожил свободолюбивый дух. Были годы Великой Отечественной войны. Время оттепели, подарившей громкие имена: Григорий Чухрай («Сорок первый»), Михаил Калатозов и оператор Сергей Урусевский – создатели одной из самых трепетных и драматичных картин о войне – «Летят журавли». Марлен Хуциев («Весна на Заречной улице» совместно с Феликсом Миронером), Андрей Тарковский («Андрей Рублев», «Зеркало»), Андрон Кончаловский «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»), Сергей Бондарчук («Война и мир»), Глеб Панфилов («В огне брода нет»), Георгий Данелия («Я шагаю по Москве»), Владимир Меньшов («Москва слезам не верит») и многие-многие другие.

Людмила Гурченко и Александр Михайлов. Фильм «Любовь и голуби». Фото:culture.ru

День российского кино – повод вспомнить о великих актерах. Татьяне Самойловой, Михаиле Жарове, Вячеславе Тихонове, Евгении Урбанском, Олеге Ефремове, Евгении Леонове, Олеге Янковском, Андрее Миронове, Алексее Баталове, Людмиле Хитяевой, Александре Абдулове, Иннокентии Смоктуновском, Георгии Вицине, Александре Демьяненко, Владимире Ивашове, Николае Рыбникове, Владимире Высоцком, которых нет рядом.

Присоединиться к поздравлениям, которые сегодня звучат в адрес Олега Стриженова, Олега Басилашвили, Алисы Фрейндлих, Людмилы Савельевой, Александра Збруева, Зинаиды Кириенко, Анастасии Вертинской, Татьяны Конюховой, Ирины Алферовой, Людмилы Чурсиной, Инны Чуриковой, Веры Васильевой, Александра Михайлова, Михаила Боярского, Игоря Костолевского и других.

Мысленно поблагодарить гениальных сценаристов, операторов, монтажеров, костюмеров – всех, чьи профессии связаны с великим искусством кино. И зрителей, о которых итальянский режиссер Бернардо Бертолуччи однажды сказал: «Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту».

АВТОР: Анна ЗОРИНА

2 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here